Турист Сергей (Alware)
Сергей — был 8 июля 11:38
Круг интересов на ближайшие год-два: Йемен, Саудия, Тимор и север Африки

Белорусские фантики в краю баобабов

21 27

Перед поездкой в Африку я специально заглянул в Минск и поменял 200 российских рублей на внушительную пачку белорусской мелочи.

Думал — буду втюхивать наивным африканцам вместо чаевых, штрафов, взяток.

Но — не тут то было. На протяжении нитки Марокко-Сенегал ничто кроме евро, баксов и местной налички не внушало доверия даже уличным парковщикам.

Зато по приезду в черную Африку ситуация положительно изменилась.

Белорусские фантики в краю баобабов

We love Russia! — кричат местные торговцы сувенирами. Еще бы — мы отдаем им белорусские фантики по цене российских.

Для затравки расскажу немного про гамбийскую полицию.

Буквально вчера проехал внушительный круг по стране — от Серекунды до Джорджтауна, далее на каменные круги Вассу и обратно. Получилось ровно 650 километров. На этой дистанции встретились порядка 60 полицейских постов, с десяток военных пропускных пунктов и полноценная таможня, которая за каким-то хреном проверяет паспорта у путешествующих внутри страны.

Теперь могу изложить идеальный алгоритм общения с местными властями на дорогах.

Диалог с ментами строится в 90% случаев следующим образом:

— Hello? Нow are you? — Здесь в светлое время суток можно отделаться простым Ок, но в темное менты проверяют состояние водителя на сонливость, трезвость и укуренность, поэтому лучше выложить более пространную речь про погоду и маршрут.

— How far? — конечный пункт. Проще говорить большой город. В нашем случае нужно было говорить не «Вассу», а «Джорджтаун».

— Where are you from?» А вот это уже не откуда вы в Гамбии, а откуда вы в принципе. Здесь после «Руссиа» выкладывал развернутый спич про минус 20, девять тысяч километров на авто, плохого президента…в 90% случаев вопросы заканчивались.

И финальный вопрос: «Anything for me?» — хотят пакетик чая, ручку, футболку, сигареты… На всем пути попался лишь один упертый мент, пытавшийся директивно срубить 50 далласи (далласи равен рублю) за проезд, но получил полный «Unticorruption».Oн же заловил меня на непристегнутом ремне в обратном пути — об этом ниже.

Чем ближе к Банжулу ночью, тем больше серьезно укуренных полицаев. В отличие от мавританских укурков, гамбийские сильно злые. Будьте аккуратны.

Военные. Особых функций на дороге у них нет — стоят перед мостами и крупными населенными пунктами. Из-за ничегонеделания любят потереть с туристами. А у нас времени на все терки, понятно, нет. Для сравнения: 300 км от Банжула до Джорджтауна проехал за 7 часов, накрутив еще 50 км и два парома до колец Вассу. Обратно уставший и по темноте приехал за 5 часов. Разница — в постах ментов и военных. На обратном пути меня уже все узнавали и пропускали.

Замечательной проверкой гамбийской миграционной службы стало отсутствие у меня заграна — оставил в сенегальском консульстве на пару дней. Мультивиза Сенегала на 3 месяца стоит в Банжуле 160 рублей и делается за 48 часов-то время, на которое был запланирован бросок на восток страны. Кто бы знал, что в городке Сома проверяют паспорта и машины не только у тех, кто следует на юг, в Сенегал, но и у все проезжающих белых. Минут сорок беседовал с начальником миграционной службы. Их довод -каждый путешественник обязан иметь при себе доказательство легитимности пребывания на территории Гамбии. Лоханулся — не сделал ксерик визового штампа. Мой аргумент — вот бумаги из посольства, звоните либо туда, либо на выдавший нам визы погранпереход — не каждый день шестеро россиян пересекают границу в Фарафенни.

К концу беседы помощница начальника попросила у меня 50 далласи на карточку для звонка в Фарафенни. Вынул из кармана соточку, протянул ей со словом «Corruption».

В следующие пять минут решились все вопросы. Никаких претензий — обменялись телефонами и адресами в Фейсбуке с начальником миграционной службы, радушно попрощались.

Как бонус — начальник таможни продлил истекающее разрешение на пребывание машины в Гамбии бесплатно еще на 7 суток. Сэкономил 8 евро, приятно.

Но перейдем таки к белорусской валюте.

Белорусские фантики в краю баобабов

Гамбийцы — народ падкий на кэш. Любая непонятная бумага в руках белого человека рассматривается как фетиш — как источник если не средств, то удачи. Я иногда дарю белорусские бумажки, откровенно предупреждая аборигенов о невозможности обмена и о реальной стоимости. Отношение неизменно — скорее всего, купюры приложат ко лбу и скажут, что это отличный сувенир на удачу.

Но это — хорошим людям. Есть же ситуации, где у вас будут буквально вымогать деньги. И здесь белорусская наличка будет как нельзя кстати.

Ситуация 1. Охрана машины. Мы приехали в Гамбию на машинах, и для полноценного осмотра достопримечательностей страны приходится оставлять авто в не самых спокойных местах. Как правило, на улицах крупных городов, на рынках, вблизи отелей есть официальные парковщики — как и во всей Западной Африке, — которые за 5–15 рублей присмотрят за машинами.

Другое дело — если вы нашли бюджетное жилье в не самом благополучном районе и местная шпана активно требует дотаций за охрану тачки.

Здесь идеальный выход — дать что-то ненужное из продуктов и 100–500 белорусских рублей. В последний раз за пол-пачки сахара и 100 бр утром нашел машину не то что в сохранности — а идеально помытой. Дал еще 50 настоящих далласи за настоящие труды.

Ситуация 2. Уличные разводки. В анклаве Серекунды, включающем 4 курортных городка и самых большой город страны (Серекунда, собственно), действуют группы разводил, специализирующихся на мягком вытягивании средств из туристов. Самая классическая разводка выглядит так:

На улице вас вдруг «узнает» местный чел, и с радостными «Как дела?», «Ты что, меня не узнаешь?» представляется садовником, механиком, поваром, гидом при вашем отеле.

Дальше идет пространная речь о том, что буквально вчера человек женился, все из отеля были на его свадьбе, но именно вас он почему-то не нашел и сейчас, конечно, жаждет пригласить к себе в гости сказать «Салам» его новой жене.

Белорусские деньги в кармане? Смело идем. Такого опыта внутренней жизни Гамбии вы не увидите нигде. Те районы, где живут якобы новобрачные, малодоступны для белого человека — как минимум, местные дети разорвут на клочки.

Итак. Дом новобрачных. Настоящие бараки, трущобы, истинный быт местных. Разумеется, дедушка жениха — глава местной мусульманской общины. Он буквально вчера венчал пару, но в силу суперпреклонного возраста и набожности не может лично приветствовать визитеров. Тут члены семьи будут поочередно бегать к «деду» то за колой для гостей, то за советом. Начинаются байки про историю рода, про важность брака для местных мусульман…

Апофеоз. Приносят потрепанную тетрадку и просят записать свои имена и сумму…дотации на рис для семьи! Опа! Рис для семьи! 24 человека, да. Дедушка, блин, набожный, бабло не берет, но родственники купят мешок риса и передадут ему от вашего имени. В тетрадке, понятно, сплошь европейские имена и суммы от соточки евро.

Вот тут наступает красивое время белорусской валюты. Говорим, что налика местного совсем мало, аж стыдно. Но — на счастье завалялись тысяч так пять российских- посмотрите в интернете, это 150 баксов! От всего сердца!

Достаем, вручаем, торжественно записываем в тетрадочку и с восторгом провожаемся из бараков.

Да, еще есть разводки про орехи кола на свадебный костер, про вчера рожденную дочку/племянника/сестру, которым в подарок вдруг необходима пачка молока из супермаркета (суровые африканские дети глушат пакетированное молоко с рождения, да!) — тут уже можно посылать далеко и на русском.

Самое смешное — с одинаковыми текстами про брак, сестру, похороны будет подходить каждый десятый встречный в туристических районах. Текстовки поразительно однообразны — как сочинения в школе.

Ситуация 3. Менты.

Итак, возвращаюсь к тому менту, что яростно пытался срубить хотя бы полтишок с машины. Кстати — обращайте в внимание — если на полицейском (не военном!) посту есть дама в форме — поборы будут 100%. Причем как со стороны дамы, так и со стороны ее сослуживцев.

В общем, ночью ловит меня тот самый жадный молодой полицай за едва отстегнутым по нужде ремнем. Ремень в Гамбии — нарушение номер один. Можно кататься пьяным, укуренным, без прав — пофиг. Ремень — фишка. 50 долларов в участке или 40 на посту.

Радуется, гад, понятно. Дурку не включаю — сознаюсь, виноват. Но — ребята, проблема. Налички нет. Никак вообще. Вот карта (Мастеркард в Гамбии не принимают), не могу снять бабла, мучаюсь. На последние еду в Гвинею-Биссау. Хотите — везите в участок, оформляйте.

Трут, думают. Раз пять пытались развести на хоть какой-то нал. Стою на своем. Нет нала. Совсем. Еду на последнем топливе, жру сухой Доширак.

— Ну хоть подарок? — просят. — Долларов на 30?

И вот тут из суперпотайного кармана якобы нехотя достаю 5 тыс. белорусских.

Вопрос исчерпан за секунды. Нал с тремя нолями делает картину. Отдают честь — дорога свободна!!!

В ближайшие пару недель проверю прочую западную Африку на предмет белорусской валюты. Будет интересная практика — расскажу.

Белорусские фантики в краю баобабов

5117 – карма
Позиция в рейтинге – 82
Комментарии